Алалия
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи
у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или
поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные
затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят
с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается"
(Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки,
сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей
бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля
гиля" (Девочка катается на лыжах).
Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается
фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих
сверстников.
Различают две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи)
и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию
речи под руководством специалиста-логопеда.
Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют
специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы
или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории).
В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического
персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый
речевой режим.
Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация
обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей,
хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и
создает серьезное препятствие в овладении основами наук.
Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со
значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно
заниматься на логопедическом пункте.
Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских
поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей,
проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их
речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и
личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала
работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям,
необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность,
критичность.
Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной
речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность многократно
называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он
при этом пользуется.
Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению
и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и
др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а
также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок
отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в
данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много
раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его
речевой активности должно поощряться взрослыми.
Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и
словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью.
Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив
куклу, он говорит: "Ляля спит" и т.п.), того же постепенно он
начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов -
существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи.
Так, постепенно у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая
речь.
Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его
развития. Не следует
требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно,
так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору
следует, но принуждать нельзя.
Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать
с учетом его количества и доступности.
Работа по развитию речи проводится в тесном контакте
родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребенка, без такого
контакта невозможен правильный подход к малышу.
Комментарии
Отправить комментарий