Упражнения для развития речевого дыхания
Правильное
дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса.
Регулярные
занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого
дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха
для произнесения звуков различных по длине отрезков.
Рекомендации
по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением
дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его,
если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную
гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше,
чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше,
если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения
рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить
за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи,
груди.
Примерные
упражнения:
1. «Кораблики» Ребёнку
предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней бумажные «кораблики», которыми
могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет
воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2. «Снег
и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики
-«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как
холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к
противоположному краю стола.
3. «Кто
спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного
листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой.
Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной
бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется,
и не станет видно картинку.
4. «Пузырьки» Это
игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё
играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в
использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то
есть пузырьки должны быть долго.
5. «Дудочка» Используем
всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем
в них.
6. «Фокус» Это
упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р].
Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его
кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
7. «Свеча» Ребёнку
предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь
немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
8. «Деревья» Упражнение
аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев
изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается
дуть.
Комментарии
Отправить комментарий