Исправление звукопроизношения у детей
При постановке звукопроизношения, если у ребенка
нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для
определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с.
Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к
мягким звукам сь и зь; последним в группе
свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют
звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ.
В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является
артикуляция звука к.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые
должны появляться у ребенка раньше по возрастным
нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это
четыре основных этапа:
·
подготовительный,
·
постановка
звука,
·
автоматизация
звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
·
этап
дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы
рекомендуем развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление,
усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух,
корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику
нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит
ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически,
не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми
кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их
эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык,
т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться
к неправильно сформированному стереотипу.
Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки.
Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то
жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное
логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый
звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т.
А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей
дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с
иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование
картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.
Сроки постановки правильного произношения зависят от
ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2
занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для
того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и
другой варианты нормальны.
При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что
Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с
ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не
удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться
за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и
самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более
глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только
квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения,
полезно заниматься вместе с детьми.
В работе над
произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к
следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.
Комментарии
Отправить комментарий