Автоматизация звуков
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка?
Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а
звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при
просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной
речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции
звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость
прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных
звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15
минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям
ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги,
слова, предложения, связную речь. С физиологической точки
зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление
условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без
подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда
ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при
продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует
вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо,
так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст
улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены
стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от
простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением)
стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение
словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно,
последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи,
рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить
только в том случае, если усвоен предыдущий. Таким образом: исправление речи
- длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша
с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь
чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему
уверенности в себе.
Комментарии
Отправить комментарий